Европеус Танели
(David Emanuel Daniel Europaeus, 1820-1884)
Еуропеус, Танели (Давид Эммануэль Даниэль), собиратель национальной поэзии, языковед и археолог.
Родился в бедной семье в Сави-тайпале, умер в Санкт-Петербурге.
Давид рано лишился отца. С детства ему пришлось думать сначала о куске
хлеба, а потом об учёбе. Только в 1844 году ему удалось устроиться в
Кайани помощником Э. Лённрота в работе над словарем. Когда в 1845 г Танели
получил небольшую финансовую помощь от Финского общества писателей, он
сделал сбор финских рун своим основным занятием. Семь экспедиций
Еуропеуса с 1845 по 1854 гг. принесли неожиданно обильный результат.
Когда в 1849 г. Лённрот издал новое дополненное издание «Калевалы»,
более половины листов были из материала, собранного Европеусом. Его
трудные путешествия, в которых он кормил себя, продавая мелкое барахло,
простирались от северной Двины до карельских районов Твери и Новгорода.
Т. Еуропеус считал, что при исследовании «Калевалы» нужно опираться на
разновидности, варианты рун, живущих в разных местностях, что было в то
время новой идеей. Он так же увлекался сбором сказок и мелодий и
обратил внимание на значение сказок как основы развития финского языка.
В 1852-53 гг. вышел Шведско-финский словарь, во многих отношениях
- его важнейшая работа, проложившая новые пути в финской фонетике.
Увлечения Еуропеуса были направлены как на языкознание, так и на
древнюю историю финских родов. Европеус был, безусловно, одаренный
исследователь, но отсутствие средств и увлечения, направленные в разные
стороны, препятствовали ему в приобретении для себя достаточно твердой
научной основы. Надо отметить, что в русских научных кругах он получил
больше известности, чем в Финляндии. Он продолжил научные путешествия,
живя в полной нищете. Во время одного из Петербургских путешествий он
скончался в больнице для бедных. При содействии русских друзей его тело
перевезли в Хельсинки (материал взят с сайта http://www.ice-nut.ru/finland/finland07503.htm)
В
1845г. Д.Европеус записал в Вешкелице заговор от болей при родах,
который начинается с обращения к Укко (верховный бог), которого просят
прийти на помощь со своим каменным долотом, небесную деву Марию - с
золотым жезлом и мечом, чтобы победить деву Хииси и прочую вредоносную
силу. В заговорах знахарь обращается сразу к нескольким персонажам,
чтобы "собрать" как можно большую мощь на свою сторону и противостоять
козням противника (к сожалению, сведений о рассказчике нет). По
материалам книги "История и культура Сямозерья"/Под ред. В.П.
Орфинского, И.Е. Гришиной, А.П. Конкка, И.И.Мулонен, В.Д. Рягоева.
Петрозаводск, 2008. - С. 286.
|