Въ с. Вешкелицахъ (вези-кюля), находящемся въ нѣсколькихъ верстахъ отъ финской границы, замѣтно уже вліяніе Финляндіи. Здѣсь нѣтъ уже такихъ кучныхъ селъ, какія встрѣчаются въ восточной и сѣверо-восточной корелѣ, каждые два три домика стоятъ наединѣ и составляютъ деревню съ особымъ именемъ (Ахпой-Микки,
Лёбöйнэ). Говоръ здѣсь болѣе или менѣе — чисто корельскій,
безъ замѣтной примѣси словъ русскихъ;
встрѣчаются только иногда слова финскія. Одежда мѣстныхъ жителей очень похожа на финскую. Визитка изъ сѣрой домотканной шерстянной матеріи; у каждаго на ремнѣ ножъ въ кожанныхъ ножнахъ, и частенько встрѣчается — рубашка, заправленная въ брюки. Мое пребываніе въ
Вешкелицахъ совпало съ временемъ «віäндуöйдъ». При содѣйствіи мѣстнаго учителя
(М. А. Никольскаго) я узналъ отъ нѣкоторыхъ мѣстныхъ жителей — какъ проводится здѣсь молодежью это время, какіе существуютъ способы «ностай
лемби» — пустить въ людяхъ хорошую молву, познакомился съ нѣкоторыми святочными гаданьями и выслушалъ нѣсколько разсказовъ о «паганъ нэнä» — о дѣйствіяхъ нечистой силы...
Изъ Вешкелницъ мой путь лежалъ обратно въ
Святозеро, чрезъ Салменицы (Салменъ-нишка). Въ с. Салменицахъ я не засталъ
почти никого дома...
Лесков Н. Доклад о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 года.//Живая
старина. 1893. Вып.3. С.432-436. Материал взят с сайта
Фольклорно-литературное наследие Русского Севера -
http://litkarta.karelia.ru/